ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МДК.03.04. ОСНОВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ РАБОТ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ
«ВЕПСКАЯ КУКЛА»
Ипатова Елена Викторовна
Серпухов
2014 год
Вепская кукла (капустка, рванка)
Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи.
Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.
Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Вепская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки (моток из обрывков нитей или клок пеньковой или льняной кудели) и связывания деталей куклы. Потребуется лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, 3-4 лоскута цветного ситца, разноцветные обрывки нитей.
Схемы изготовления куклы:
«Капусткой» называют куклу, которую называют вепской игровой куклой. Считается, что в Сибирь, эта кукла попала с переселенцами-вепсами, и имеет древнюю историю.
Вепсы жили где-то на северных окраинах…, а север всегда сохраняет седую старину …
Но это все - предположения, которые очень хочется проверить, и есть надежда, что остались еще «знатоки» этих замечательных кукол, и они обязательно откликнутся, внесут дополнения и поправки, чтобы восстановить истинный образ этой обережной куклы.
В основе этой куклы - столбик из тканины льняной или ситцевой, скатывается столбик тугим и ладным, таким, чтобы кукла могла стоять, как на своих ногах! Сразу этот столбик делится на три части, ниточкой обвивается то место, где поясок носят - это спервоначалу получается - пополам, что ли… После сверху набрасывают квадратик белой ткани, и после - тако же то место обвивается. Без всякого узелка-то место, где горло бывает, обережные куклы-то все так деланы, без ножниц железных и игл. И никаких узлов - только обвить ниткой и заправить ее кончик палочкой-клинышком так, чтобы не развилась.
Квадратик сложится в аккурат - косыночкой, образует пару рук. С той стороны, где предполагается перед, вкладываются под косыночку шарики-титечки-сисечки, чтобы и впрямь - мягкие-пуховые…Их раньше, говорят, делали из очесов льна или конопли, а сейчас вкладываю комочки ваты или комочки ткани.
Теперь обвить ниткой посолонь на поясе, перекинуть через плечико наискосок, после обвить горло, и через плечико - вернуться на поясок, должно получиться такое перекрестье. Вот и основа готова, теперь куклу можно рядить
Рядить ее в нижнюю юбку, чтобы пышна была да осаниста, после - юбку - сверху, да и головной убор, такой, на какой душа развернется. Кусочки ткани сами подсказывают, что за головной убор получится. Здесь и платочек, попросту подвязанный под подбородочком может быть, а то и замысловатая кика… Что еще-то надо? Завеску хорошо бы, да поясок поярче-покрасивее, вот и готова кукла.
А после девке или бабе в руки-то и подать, да приглядеться, полюбопытствовать, как же она рукою своею прижмет куклу - то ли запустит руку под юбочку и возьмется за нее крепким, в меру, плотным, хозяйским хватом, или прихватит столбик только двумя пальчикамитак, небрежно… Вот исследовали мы, как девки такую куклу берут - все двумя пальчиками, все осторожничают, неучены, видно сразу, что столбик-то ладить надо, чтобы кукла-то стояла.
Замужние женщины берутся за куклу уверенно, бывает, и двумя руками зараз. А бывает, и у замужних женщин смущение только оттого, что берут куклу-столбик в руки, тут и можно подучить. Что когда поладишь, ласково и с любовью, то хорошо будет стоять кукла-то, крепко.
Вепская кукла
Еще в середине XX века почти в каждой семье в деревне дети играли тряпичными куклами.
Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.
Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях жизни, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из тряпичных шариков и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.
Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине XX века в деревне и малых провинциальных городах. Каждый тип в свою очередь рассыпан на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности. При всех этих этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.
Средний (земной) мир материализован в пышной кукольной груди, которая всегда тщательно обозначалась. Прикрепляя к кукле два туго набитых ровных шарика-комочка, мастерицы не вкладывали в это действо особого смысла. Руководствовались скорее общепринятыми понятиями о женской красоте. Однако именно такая подробность в тряпичной игрушке, как грудь, возведенная в незыблемый канон, - явный признак того, что куклу породило первичное обрядовое сознание, мифологическое мышление наших предков.
В народе куклам не давали имени собственного, как это водится в городской традиции. Табуирование кукольного имени связано с магическим пониманием слова как телесной материи. Озвучивание имени могло нарушить охраняемую целостность куклы: ведь ее мог назвать и чужой недоброжелательный голос. Имя уподобляло куклу человеку, конкретному лицу. Значит, с помощью нареченной куклы можно было нанести вред, воспользовавшись сходством имен для колдовства. Называя куклу по имени, можно было потревожить и дух кого-либо из покойных родственников. В целях защиты от злых сил, из предосторожности куклы и оставляли немыми, безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки, маньки, матрешки, цацки… Чаще всего их так и называли – «куклы», обособляя тем самым от других игрушек и потешек. Условный язык безликой безымянной фигурки позволял ей выполнять разные обрядовые роли. Кукла служила оберегом, охраняя ребенка от темных сил.
Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.
В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке. Тряпичная кукла «обретает лицо», которое становится важнейшим элементом кукольного облика. В его создании участвуют средства пластики, линии, цвета. Черты лица конкретизированы с помощью рисунка, росписи, вышивки.
Изготовление Вепской куклы
http://www.rukukla.ru/article/trya/vepckaa_kukla_ili_kapuctka.htm
http://www.verizhitsa.ru/doll.php
Взять тряпочки:
личико-1, платок-1, сарафан-1, передник-1, ручки-2, грудь-2.
В тряпочку (голова) в серединку заворачиваем маленький кусочек синтепона или ваты. Затягиваем ниточкой туго.
Сверху наматываем тряпочку-платок (треугольник). Обвязываем также ниткой.
Так же с синтепоном делаем 2 шарика-грудь. Связываем между собой и привязываем к голове под платок, хвостиками вниз.
Тряпочка-ручка: сделать загиб, чтоб не махрилось, и сворачиваем уголками до центра, затем заматываем и туго закручиваем.
Переворачиваем куколку вниз головой и обматываем тряпочкой-сарафаном. Привязываем как можно выше под грудь, после выворачиваем - платье готово. Так же после привязываем и передничек
|