[Ипатова Елена Викторовна]
Главная » Статьи » Публикации » Собственные публикации

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Ипатова Елена Викторовна, преподаватель, методист ХГО, ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», почетный работник СПО РФ

Ипатов Игорь Евгеньевич преподаватель, методист ХГО, ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», почетный работник СПО РФ

Милохова Татьяна Львовна, преподаватель, заведующая педагогической практикой ХГО, ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж

В статье рассмотрена необходимость  формирования информационной культуры будущего специалиста, являющейся обязательным компонентом профессионального мастерства  в условиях открытого информационного общества и единого образовательного пространства.

 

FORMATION OF THE INFORMATION CULTURE ARTS  STUDENTS

Ipatova  E.,  Ipatov I., Milokhova T.

The article describes the need of information culture of the future specialist, which is a mandatory component of professional skills in an open information society and a common educational space

 

Современный этап развития цивилизации характеризуется возросшей ролью информационных и коммуникационных технологий. Под влиянием происходящих в обществе информационных процессов претерпевают изменения все сферы жизнедеятельности: экономика, политика, культура, образование и многие другие.

В условиях нарастающего воздействия информатизации на профессиональную сферу важно, чтобы каждый будущий специалист достиг определенной степени совершенства во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого вида, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. Особенно актуальным формирование информационной культуры является для студентов гуманитарных специальностей вузов, что обусловлено особенностями учебных планов и программ данных специальностей, недостаточным объемом учебных дисциплин, являющихся базовыми для формирования информационной культуры.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, в частности будущих педагогов в области изобразительного искусства.     

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость обновления сфер общества, одной из которых является образование. Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Одной из приоритетных задач современного педагогического образования является активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение формирования информационной культуры студентов в изменяющихся условиях – многообразия технологий, инновационных программ и образовательных учреждений.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

• в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей). На первом этапе проекта происходит овладение студентами различных технических устройств – компьютера, I book-а;

• в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты. Вторым этапом формирования информационной культуры является развитие способности применять в практической, профессиональной деятельности компьютерные технологии, как наиболее перспективные;

• в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать. Умение извлекать информацию из различных источников формируется практически на любом учебном занятии. Процесс формирования умения связан с проектной деятельностью студентов, поэтому помимо формирования информационной происходит развитие проектной культуры студентов;

- во владении основами аналитической переработки информации. Данный этап представляется в реферативно-обобщительной работы. На основе созданных проектов или информационных носителей происходит их обработка и анализирование;

- в умении работать с различной информацией;

- в знании особенностей информационных потоков в своей собственной области деятельности. Особое место занимает работа по определению особенностей развития данного процесса в школьном учреждении, что является составной часть профессиональной подготовки студентов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что процесс формирования информационной культуры личности носит профессиональный целенаправленный характер, и находит свое отражение во всех видах учебно-познавательного процесса студентов, формирование учителя владеющего информационной и проектной культурой – основная задача педагогического учебного заведения.

Обобщив различные подходы к трактовке понятия можно сказать, что под информационной культурой принято понимать:

- наличие представления об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;

- умение использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;

- с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;

- создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;

- обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;

- использовать базы данных для хранения и поиска информации;

- использовать информационные ресурсы компьютерной сети;

- знать и не нарушать законы об авторских правах на компьютерные программы;

- соблюдать этические нормы при публикации информации в ИНТЕРНЕТ.

Формирование информационной культуры невозможно без развития проектной культуры Одним из инновационных методов формирования информационной культуры студентов является метод проектов. Метод проектов – один из эффективных инновационных способов, позволяющих реализовать механизм формирования информационной культуры в учебном процессе, имеющий особую ценность, т. к. дает возможность развить профессионально значимые качества личности студентов на основе интеграции учебного процесса с производством и наукой. В проектной деятельности основой учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и способы их усвоения, развитие творческого потенциала обучаемых. В рамках одного проекта планируется развитие целого ряда профессионально значимых качеств личности будущих специалистов:

- креативность – предполагает развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения и привитие им навыков самостоятельного добывания знаний;

- междисциплинарность – подразумевает актуализацию взаимосвязей различных областей знаний, а также методов и форм преподавания;

- экологичность – вытекает из специфики образования в эпоху интенсивного воздействия человека на природу;

- социальная ориентированность – предполагает приоритет социальных, т. е. необходимых обществу целей по отношению к другим;

- фундаментальность – обеспечивает политехнический характер образования, глубину и устойчивость знаний, способность к самообучению.

Можно выделить два аспекта в использовании метода проектов при обучении студентов гуманитарных специальностей.

Во-первых, для студентов (особенно студентов старших курсов) важно знать, что получаемые ими знания имеют практическую ценность и могут быть ими в дальнейшем использованы в профессиональной деятельности. Проблема для исследования в учебном проекте при этом должна иметь прямое отношение к их будущей практической деятельности как педагогов. Во-вторых, студенты направления «Педагогическое образование» (профиль подготовки  «Изобразительное искусство») должны научиться сами организовывать проектную деятельность учащихся.

В Московском гуманитарном институте на факультете изобразительного искусства и народных ремесел активно применяется методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных и исследовательских. Координируя деятельность студентов, педагог становится равноправным партнёром в проектной деятельности. Эта работа влияет на профессиональный рост педагога и приносит удовлетворение, а студенты приобретают комплекс качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность. В ходе реализации проекта студенты учатся находить и использовать на практике межпредметные связи. Студенты разрабатывают проекты, защиту которых представляют в виде мультимедийных презентаций.

В работе над проектами студенты обобщают и систематизируют материал данных тем, формулируют и оформляют свои выводы, составляют контролирующие тесты и овладевают навыками исследовательской деятельности. Частично выполнение проектов затрагивает учебный процесс, но в большей степени связано с дипломным проектированием.

Большинство видов умственного труда связаны с проектной деятельностью. Поэтому в высших и средних специальных учебных заведениях понятие «проект» используется широко – «курсовой проект», «дипломный проект». По качеству выполнения проекта судят об уровне подготовленности студента.  В ходе исследования студенты учатся проводить статистический опрос, обрабатывать полученные данные, строить графики и диаграммы с использованием компьютерной программы EXCEL, анализировать и сравнивать полученные результаты и делать выводы. Применение метода проектов в формировании информационной культуры студентов в вузе, на наш взгляд, остро необходим и педагогам (для повышения профессионального уровня) и студентам (для приобретения новых компетенций, для разнообразия учебного процесса, для саморазвития и просто для самоутверждения), дает возможность получить знание как практический результат своего труда, создавая тем самым условия для самостоятельного, осмысленного извлечения знаний из информации и позволит поднять уровень нашего образования на качественно новый уровень.

 

Литература

  1. Коджаспирова Г.М., КоджаспировА.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176.
  2. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура//Проблемы теории и практики управления.- 2001.- № 5.- С. 57–61.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
  4. От информационного общества - к обществам знаний. ЮНЕСКО // Всемирный саммит по информационному обществу: Инф. Издание / Сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. – СПб, 2004. – С. 82-84.

 

Категория: Собственные публикации | Добавил: Викторовна (22.05.2015)
Просмотров: 233 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar