Главная » Статьи » Публикации » Собственные публикации |
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВАФормы и средства эстетического воспитания и образования, используемые на предметах художественно-графического цикла, весьма разнообразны. Немаловажную роль в формировании художественного вкуса студентов, будущих учителей изобразительного искусства и черчения в нашем колледже, и приобретения ими навыков работы с различными материалами играет декоративно-прикладное искусство, которое по своему художественно-воспитательному воздействию на человека занимает особое место среди других видов изобразительного искусства, изучаемых в профессиональном колледже города Серпухова. Потребность в эстетическом наслаждении в жизни человека занимает важное место. Благодаря этой потребности человек стремится сделать свою жизнь красивой – свой быт, отдых, свои взаимоотношения с другими людьми, все свои поступки человек определяет с позиции прекрасного, с позиции нравственных принципов. Восприятие же эстетических ценностей в действительности и в искусстве облагораживает личность, возвышает ее, раскрывает красоту окружающего мира. Народное творчество, включающее в себя огромное количество жанров это неоценимое богатство нашего народа, громаднейший пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей». Народное декоративно-прикладное искусство – это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. От приобщения детей и юношества к искусству, и прежде всего народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Знакомясь с образцами народного искусства, учащиеся и студенты попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус подрастающего поколения, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством: лепить из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять роспись и резьбу по дереву, осваивать приемы узорного ткачества, вышивать. Важно подчеркнуть, что обращение к произведениям народного искусства, восприятие детьми на разных возрастных этапах его образной природы, отдельных выразительных средств (колорит, пластика формы, орнамент), равно как и освоение разнообразных технических приемов и навыков традиционных видов мастерства, способов обработки различных материалов, всегда является для них интересным и увлекательным делом. Меняются творческие аспекты восприятия произведений народного искусства, градации проникновения в поэтический, красочный мир его образов, уровни участия в самом творческом процессе, но неизменными остаются увлеченность самим процессом творчества, творческая активность детей и юношества, приверженность их декоративно-прикладному творчеству, основу которого составляет знакомство с народным искусством. Процесс рисования или конструирования является сложным актом, в котором наши подопечные, опираясь на свой жизненный опыт, создает новую, имеющую смысл ценность. В этом процессе преобразования опыта ребенка появляется не просто рисунок или скульптура, человек обнаруживает, как он думает, чувствует и видит. Искусство для него – творческая, динамическая активность. Развитие подрастающего поколения зависит от богатства и разнообразия его связей с окружением. Искусство способствует тому, развивая эмоциональные связи с миром. Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно хранит частицу его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Поэтому для развития народного декоративно-прикладного искусства характерна специализация, приводящая к высоким степеням художественного мастерства. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного прикладного искусства. Обучение декоративно-прикладному искусству и народному творчеству органично способствует развитию художественного вкуса и творческого воображения. Изучение народного творчества предоставляет возможность решения основных задач воспитания будущих учителей изобразительного искусства и черчения. Исследование специфики русского народного искусства как особого типа художественного творчества, его многоаспектный анализ, позволяют понять традиции народа, вникнуть в его историю, природное окружение, определить его роль в раскрытии творческой активности подрастающего поколения. Наши современники все в большей степени связывают свои представления о культурных ценностях с ценностями традиционными. На протяжении веков народная культура передавалась в семье от старшего поколения к младшему. Дети овладевали ремеслом, праздничной культурой, постигали нравственно-этические нормы от взрослых. Народное искусство – наиболее эффективное и действенное средство для пробуждения в детях и юношестве уважения к культурному наследию своей страны, в частности к произведениям декоративно-прикладного искусства, к творчеству народных мастеров. Стремление к осуществлению преемственности в развитии традиций местного художественного промысла, сопричастности к творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на смену – все это имеет важнейшее значение для становления творческой, гражданственной личности. Чем раньше педагог приобщает детей к яркому, красочному миру народного искусства, тем быстрее и плодотворнее удается развить их фантазию, творческое воображение, самостоятельность и инициативу, воспитать художественный вкус. Развитие психики ребенка неразрывно связано с его деятельностью, во многом определяется характером и условиями этой деятельности. Для каждого возрастного периода характерна определенная деятельность, которая является ведущей. В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, в младшем и среднем школьном – учение, в старшем школьном – учение и труд. Реализация задач эстетического цикла, как одного из направлений всестороннего, гармоничного развития личности требует совершенствования систем художественного воспитания и образования будущих учителей изобразительного искусства. Оно должно быть направлено не только на формирование понимания и эстетической оценки произведений духовной культуры, но и на развитие практической, декоративно-творческой деятельности студентов, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству, в том числе, и на занятиях декоративно-прикладного искусства, которое является эффективным средством развития художественного восприятия и мышления будущих учителей, позволяет им практически реализовать свои замыслы. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций художественной культуры, перед преподавателем декоративно-прикладного искусства основной задачей является закладывание основ целостной личности, воспитание духовности через приобщение к ценным традициям народной культуры. Будущие учителя изобразительного искусства должны знать культуру родного края и на практике реализовать свои знания и умения, развивать в детях увлеченность, инициативу, воображение и творческую фантазию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
| |
Просмотров: 2712 | |
Всего комментариев: 0 | |