[Ипатова Елена Викторовна]
Главная » Статьи » Публикации » Собственные публикации

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ  СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Формы и средства эстетического воспитания и образования, используемые на предметах художественно-графического цикла, весьма разнообразны. Немаловажную роль в формировании художественного вкуса студентов, будущих учителей изобразительного искусства и черчения в нашем колледже, и приобретения ими навыков работы с различными материалами играет декоративно-прикладное искусство, которое по своему художественно-воспитательному воздействию на человека занимает особое место среди других видов изобразительного искусства, изучаемых в профессиональном колледже города Серпухова.

Потребность в эстетическом наслаждении в жизни человека занимает важное место. Благодаря этой потребности человек стремится сделать свою жизнь красивой – свой быт, отдых, свои взаимоотношения с другими людьми, все свои поступки человек определяет с позиции прекрасного, с позиции нравственных принципов. Восприятие же эстетических ценностей в действительности и в искусстве облагораживает личность, возвышает ее, раскрывает красоту окружающего мира.

Народное творчество, включающее в себя огромное количество жанров это неоценимое богатство нашего народа, громаднейший пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей».

Народное декоративно-прикладное искусство – это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

От приобщения детей и юношества к искусству, и прежде всего народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.

Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение.

Знакомясь с образцами народного искусства, учащиеся и студенты попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям.

Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус подрастающего поколения, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством: лепить из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять роспись и резьбу по дереву, осваивать приемы узорного ткачества, вышивать.

Важно подчеркнуть, что обращение к произведениям народного искусства, восприятие детьми на разных возрастных этапах его образной природы, отдельных выразительных средств (колорит, пластика формы, орнамент), равно как и освоение разнообразных технических приемов и навыков традиционных видов мастерства, способов обработки различных материалов, всегда является для них интересным и увлекательным делом. Меняются творческие аспекты восприятия произведений народного искусства, градации проникновения в поэтический, красочный мир его образов, уровни участия в самом творческом процессе, но неизменными остаются увлеченность самим процессом творчества, творческая активность детей и юношества, приверженность их декоративно-прикладному творчеству, основу которого составляет знакомство с народным искусством.

Процесс рисования или конструирования является сложным актом, в котором наши подопечные, опираясь на свой жизненный опыт, создает новую, имеющую смысл ценность. В этом процессе преобразования опыта ребенка появляется не просто рисунок или скульптура, человек обнаруживает, как он думает, чувствует и видит. Искусство для него – творческая, динамическая активность. Развитие подрастающего поколения зависит от богатства и разнообразия его связей с окружением. Искусство способствует тому, развивая эмоциональные связи с миром.

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства -  рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно хранит частицу его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Поэтому для развития народного декоративно-прикладного искусства характерна специализация, приводящая к высоким степеням художественного мастерства. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного прикладного искусства.

            Обучение декоративно-прикладному искусству и народному творчеству органично способствует развитию художественного вкуса и творческого воображения.

            Изучение народного творчества предоставляет возможность решения основных задач воспитания будущих учителей изобразительного искусства и черчения. Исследование специфики русского народного искусства как особого типа художественного творчества, его многоаспектный анализ, позволяют понять традиции народа, вникнуть в его историю, природное окружение, определить его роль в раскрытии творческой активности подрастающего поколения.      Наши современники все в большей степени связывают свои представления о культурных ценностях с ценностями традиционными.

            На протяжении веков народная культура передавалась в семье от старшего поколения к младшему. Дети овладевали ремеслом, праздничной культурой, постигали нравственно-этические нормы от взрослых.

Народное искусство – наиболее эффективное и действенное средство для пробуждения в детях и юношестве уважения к культурному наследию своей страны, в частности к произведениям декоративно-прикладного искусства, к творчеству народных мастеров. Стремление к осуществлению преемственности в развитии традиций местного художественного промысла, сопричастности к творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на смену – все это имеет важнейшее значение для становления творческой, гражданственной личности.

Чем раньше педагог приобщает детей к яркому, красочному миру народного искусства, тем быстрее и плодотворнее удается развить их фантазию, творческое воображение, самостоятельность и инициативу, воспитать художественный вкус.

Развитие психики ребенка неразрывно связано с его деятельностью, во многом определяется характером и условиями этой деятельности. Для каждого возрастного периода характерна определенная деятельность, которая является ведущей. В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, в младшем и среднем школьном – учение, в старшем школьном – учение и труд.

Реализация задач эстетического цикла, как одного из направлений всестороннего, гармоничного развития личности требует совершенствования систем художественного воспитания и образования будущих учителей изобразительного искусства. Оно должно быть направлено не только на формирование понимания и эстетической оценки произведений духовной культуры, но и на развитие  практической, декоративно-творческой деятельности студентов, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству, в том числе, и на занятиях декоративно-прикладного искусства, которое является эффективным средством развития художественного восприятия и мышления будущих учителей, позволяет им практически реализовать свои замыслы.

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций художественной культуры, перед преподавателем декоративно-прикладного искусства основной задачей является закладывание основ целостной личности, воспитание духовности через приобщение к ценным традициям народной культуры. Будущие учителя изобразительного искусства должны знать культуру родного края  и на практике реализовать свои знания и умения, развивать в детях увлеченность, инициативу, воображение и творческую фантазию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. проф. Петровского А.В. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. - 288 с
  2. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. - 328 с
  3. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву / Под ред. к.и.н. Супрун Л.Я. (3-е изд., перераб и доп.). М.: Лесная промышленность, 1985. - 208 с.
  4. Кузин В.С. Психология / Под ред. Ломова Б.Ф. Учебник. (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.
  5. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: пособие для учителя; из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. - 79 с.
  6. Мелентьев Ю.С. Родники народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1978. №8. - С. 1-5.
  7. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования (3-е изд.). М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. - 608 с.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 года №1987 “О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов”.
  9. Федеральный закон “О народных художественных промыслах” от 6 января 1999 года №7-ФЗ.
Категория: Собственные публикации | Добавил: Викторовна (22.05.2015)
Просмотров: 2712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar